Воспитание
Быть родителем – задача не из простых. Нужно уметь справляться со стрессом и своими эмоциями, быть уверенными в себе, решать конфликтные ситуации и т.д.
Чтобы неравнодушный родитель смог помочь своему ребенку в трудных для него ситуациях, он должен сам занимать устойчивую позицию и обладать высоким уровнем саморегуляции.
Прежде всего нужно помнить об эмоциональной составляющей личности. Эмоции и чувства часто управляют человеком; необходимо осознавать причины проявления чувств и эмоций и грамотно управлять ими, направляя в нужное русло, иначе это может привести к возникновению конфликтов.
Конфликтные ситуации могут возникать как в школе, так и дома. Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. (Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, это отстаивание разных позиций людьми). Самое главное, чтобы процесс не вел к разрушительным последствиям: ссорам, обидам, рукоприкладству. Конфликт может являться процессом создания новой позиции, идеи. Если конфликтующим сторонам удается прийти к компромиссу - конфликт исчерпан.
Упражнение для самоанализа: «Закончи предложение»
Цель упражнения: анализ своего поведения в конфликте.
Данное упражнение направлено на анализ причин конфликтов,
а также понимание своего поведения в конфликте. Посмотрите на предложения,
которые вам необходимо закончить. Закончите эти фразы.
Список «незаконченных предложений»:
«Частыми причинами конфликтов бывают…»;
«При возникновении конфликта я пытаюсь…»;
«В конфликтной ситуации я испытываю…»;
«В конфликте мне необходимо…»;
«Конфликт помогает мне понять…»;
«Конфликт мешает мне…»;
«Что мне необходимо изменить в себе, чтобы конфликты происходили
реже…»;
«Я разрешаю конфликты с помощью…».
Если Вы ответили на каждый вопрос осознанно и понимаете, что Ваши высказывания будут способствовать позитивному выходу из трудной ситуации , то можно в таком направлении прорабатывать конфликты с ребенком. Таким образом, Вы знакомите его с образцом решения конфликтов - ребенок не будет испытывать стресс, если окажется в похожей ситуации.
Постарайтесь создать благоприятные условия для процесса развития и взросления ваших детей. Для этого помните о том, что в семье должно быть:
• Доверительное общение
Больше разговаривайте со своим ребенком, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте.
• Разговоры о чувствах
Разговаривайте с ребенком о том, какие чувства испытывал он в той или иной ситуации, например, в конфликте, а также, что чувствуют другие люди (одноклассник, учитель, родственник и т.д.), так вы развиваете эмпатию ребенка, что благоприятно влияет на дальнейшую коммуникацию.
• Ориентация на потребности и возможности членов семьи
Учитывайте интересы своего ребенка. Если возможно, советуйтесь с ним, так ребенок будет чувствовать свою общность с семьей. Если ребенок вынужден выполнять что-то в силу возраста, объясняйте почему надо именно так, отвечайте на вопросы ребенка.
• Совместная «бесполезная» деятельность
Как часто вы слышали о том, что время надо проводить с пользой? Однако для нашей психики очень полезными оказываются именно бесполезные дела. Например, катание с заснеженной горки, лепка из пластилина, неспешная прогулка по лесу, посещение аквапарка, игра в бадминтон, раскрашивание картинок, просто беседа за чашкой чая.
Самые приятные воспоминания – это веселые детские игры, приключения, запах бабушкиных пирожков. Вспомнили? А теперь проживите эти чувства еще раз, но уже вместе со своими детьми. У Вас не только появится колоссальный ресурс для самореализации, но и отношения в семье станут крепче, доверительнее.
Ваш ребенок получит опыт, который во время взросления «защитит» его своим теплом от неудач и стрессов окружающего мира.
Любви и благополучия Вашим семьям!
С уважением, психологическая служба МОУ «Ферзиковская СОШ»